Первые марки Маврикия

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Розовый Маврикий

Голубой Маврикий
англ. Red Penny & Blue Penny

Mauritiuspostofficeissuestamp1847PD.JPG
Страна выпуска Mauritius1869.gif Маврикий

Флаг Великобритании Британская империя

Место выпуска Порт-Луи
Дата выпуска 20 сентября 1847 года
Тип марки стандартный выпуск
Номинал 1 пенни (красная),
2 пенса (голубая)
Причина редкости первые в мире марки Британской империи, выпущенные вне метрополии, марки с не совем корректной надписью
Количество существующих 26 экземпляров, из которых
14 — «Розовый Маврикий»,
12 — «Голубой Маврикий»<ref>Данные из статьи Нинина (1998).</ref>
Количество негашёных 1 пенни — один экземпляр,
2 пенса — два экземпляра<ref>В статье «Филарама» (1995) приводятся данные о четырёх негашёных экземплярах «Голубого Маврикия».</ref>
Количество гашёных 1 пенни — 13 экземпляров,
2 пенса — 10 экземпляров<ref>В статье «Филарама» (1995) приводятся данные о восьми гашёных экземплярах «Голубого Маврикия», три из которых на письмах.</ref>

«Розовый Маврикий» и «Голубой Маврикий»филателистическое название первых марок Маврикия, выпущенных 20 сентября 1847 года. Являются одними из самых редких и ценных почтовых марок в мире.

Описание

Голубой Маврикий

На марках изображён профиль королевы Виктории (18191901). Номинал: 1 пенни — марка красного цвета и 2 пенса — марка синего цвета. Автор клише — Джозеф Осмонд Барнард (англ. Joseph Osmond Barnard). С левой стороны на марках ошибочный текст: «Post Office» («почтовый офис»), вместо «Post Paid» («почтовый сбор оплачен»). Тираж — 1 500 экземпляров каждого номинала<ref>В статье Нинина (1998) указан тираж по 500 экземпляров каждого номинала.</ref>.

История

В 1846 году вышел указ губернатора Маврикия У. М. Гомма за № 13 о перевозке и оплате почтовых отправлений. В статье 9 этого указа, в частности, говорилось, что каждое письмо, газета и посылка любого вида, отправленное в колонии и подчинённых ей территориях, снабжённое маркой или марками, выпущенными правительством, отвечающими по своей номинальной стоимости тарифу и не использованными ранее, пересылаются по почте без оплаты почтового сбора. Были установлены и тарифы: один пенни за унцию веса, а письмо в пределах колонии — 2 пенса за пол-унции. Стоимость письма за пределы колонии была такой же, если оно посылалось из Порт-Луи, и увеличивалась вдвое при отправке из других мест.

Поскольку марки из Англии не поступали, было решено изготовить их самостоятельно. Печатную форму, содержавшую клише марок в один и два пенса, сделал местный гравёр Джозеф О. Барнард. Печатали поочерёдно то с одного, то с другого клише.

Большую часть марок использовала супруга губернатора Маврикия леди Гомм для рассылки приглашений на устраиваемый ею бал. С 15 июля 1847 года в колонии вводился запрет на использование французского языка в суде. 14 июля, возвращаясь с приёма местной масонской ложи, супруга губернатора была окружена возмущённой толпой, бурно требовавшей отмены этого решения. Для разгона толпы вызвали солдат. Чтобы загладить этот инцидент и восстановить отношения с франко-маврикийцами, на 30 сентября назначили костюмированный бал в резиденции губернатора. Приглашения, на которые предварительно наклеили новые марки, разослали 21 сентября 1847 года.

Демонстрация розового (на конверте слева) и голубого «Маврикиев» из коллекции английской королевской семьи на Европейской филателистической выставке в Брно в 2005 году

Сохранившиеся марки, в основном, находятся в частных коллекциях, однако экземпляры выставлены на публичное обозрение в Британской библиотеке в Лондоне, включая конверт с наклеенной маркой с приглашением на упоминавшийся бал губернатора Маврикия. Одну из чистых двухпенсовых марок приобрёл в 1904 году на аукционе принц Уэльсский, будущий король Георг V, за огромную по тем временам сумму 1450 фунтов стерлингов.

В 1993 году на аукционе в Цюрихе консорциум маврикийских бизнесменов приобрёл две чистые двухпенсовые марки. Они были возвращены на остров и экспонируются теперь в Музее Голубого пенни (англ. Blue Penny Museum), открытого в Порт-Луи в 2001 году. Две марки также экспонируются в берлинском Музее связи (нем. Museum für Kommunikation). В 1995 году одну из марок «Голубой Маврикий» приобрёл на аукционе Нидерландский почтовый музей (ныне Музей связи, нидерл. Museum voor Communicatie) в Гааге.

Ценность этих марок основана на двух составляющих — они были первыми марками Британской империи, выпущенными вне метрополии, и их первоначальный выпуск содержал ошибку. Таким образом, они ещё более ценны и редки, чем если бы они были эмитированы правильно.

«Неправильностью» марок стала надпись «Post Office» («почтовый офис»), вместо правильного «Post Paid» («почтовый сбор оплачен»), напечатанная с левой стороны рисунка марок. Последующие выпуски имели правильную надпись «Post Paid», и любая существующая марка оригинального выпуска может быть легко определена и аутентифицирована. Существует легенда, объясняющая происхождение этой ошибочной надписи.

Традиционная легенда возникновения надписи

Традиционная история возникновения ошибочной надписи приводится во многих книгах, посвящённых филателии, начиная с опубликованного в 1878 году справочника «Марки острова Маврикий» (фр. «Les timbres de l’ile Maurice»), написанной Жаном-Баптистом Моэнсом (Jean-Baptiste Moens), упоминалась также в изданиях 1920-х и 1930-х годов, таких, как «Легендарные марки» (англ. «Fabulous stamps») Джона Никлина (John Nicklin), написанной в 1939 году, или в книге «Почтовые марки острова Маврикий» (фр. «Les Timbres-Post de l'Île Maurice»), написанной Жоржем Брюнелем (фр. Georges Brunel) в 1928 году.

Согласно этой истории, Джозеф Барнард, часовщик и создатель печатной формы, был пожилым, слабовидящим и рассеянным человеком и он просто-напросто забыл, какую надпись следует сделать на марках. Он отправился из своей мастерской к почтмейстеру, мистеру Браунриггу, и, проходя мимо здания почты, бросил взгляд на него. Это дало толчок его памяти, и он вернулся в мастерскую заканчивать работу над клише, однако вместо Post Paid он выгравировал Post Office.

Критика легенды

Это довольно занимательная история, однако более серьёзные исследователи, такие как Питер Ибботсон в своей работе «Миф о Барнарде» (англ. The Barnard myth)<ref>Ibbotson (1974—1975).</ref> и Гарольд Адольф и Раймон д’Юньенвилль в статье «Жизнь и смерть Джозефа Осмонда Барнарда» (The life and death of Joseph Osmond Barnard)<ref>Adolphe, d’Unienville (1974).</ref>, показывают, что это всего лишь легенда.

Адольф и д’Юньенвилль пишут, что «более вероятно то, что Барнард использовал Post Office, посколько именно это название было и остаётся юридическим обозначением соответствующего государственного ведомства». Клише были одобрены и марки быле отпечатаны без лишних слов.

Джозеф Барнард был англичанином еврейского происхождения, родом из Портсмута. Он прибыл на Маврикий в 1838 году зайцем и был ссажен на берег с борта коммерческого судна, направлявшегося в Сидней. Он не был часовщиком, хотя возможно он и занимался ремонтом часов, не был полуслепым, и уж явно не был стариком — он родился в 1816 году, так что к моменту выпуска марок в 1847 году ему был всего 31 год.

Книги и исследования

В 2006 году вышла книга «Голубой Маврикий» («Blue Mauritius»), принадлежащая перу Хелен Морган. Это подробное исследование о «Голубом Маврикии» с описанием социально-экономических факторов, повлиявших и на современную почтовую систему Маврикия.

Примечание

<references />

См. также

Литература

  • Нинин Н. Юбилей первых марок Маврикия // Филателия. — 1998. — № 5. — С. 61—62.
  • Филарама // Филателия. — 1995. — № 3. — С. 58.
  • Adolphe H., d’Unienville R. The life and death of Joseph Osmond Barnard, stowaway, engraver, stevedore and planter // The London Philatelist. — 1974. — Vol. 83. — No. 985. — P. 263—266. — December.
  • Brunel G. Les Timbres-Poste de l’Ile Maurice: Emissions de 1847 à 1898. — Paris: Editions Philatelia, 1928.
  • Ibbotson P. The Barnard myth // Stamp Collecting. — 1974. — Vol. 123. — P. 527. — 7 November; 1975. — Vol. 124. — P. 1087. — 30 January.
  • Morgan H. Blue Mauritius: The Hunt for the World’s Most Valuable Stamps. — London: Atlantic Books, 2006.
  • Nicklin J.W. Fabulous Stamps: The Romance of the Rarities. — New York: Hastings House, 1939. — 172 p.