Леди Маклеод

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
«Леди Маклеод»
англ. Lady McLeod
Ladymcleod.jpg
Тип марки частная, местной почты
Страна выпуска Флаг Великобритании<ref>До 1875 года флагом Тринидада был британский Юнион Джек.</ref> Тринидад
Место выпуска предп. Порт-оф-Спейн
Cпособ печати литография
Дата выпуска апрель 1847
Номинал нет
Зубцовка беззубцовая
Причина редкости первая почтовая марка британских колоний
Оценка (Скотт) чистая — $50 000
гашёная пером — $12 500 (2008)
Оценка (Гиббонс) чистая — £25 000
гашёная пером — £10 000
на конверте — от £50 000 (2008)
Оценка CHF 39 000 (на конверте)

«Леди Маклеод» (англ. Lady McLeod) — название колёсного парохода и частной местной почты. Судно совершало регулярные рейсы между городами Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо на острове Тринидад (в настоящее время входит в состав государства Тринидад и Тобаго) в период с конца 1845 года до 1854 года.

В этот же период функционировала организованная владельцем парохода частная местная почта, для оплаты пересылаемых почтовых отправлений которой с апреля 1847 года использовалась почтовая марка, известная под филателистическим названием «Леди Маклеод». Она считается первой маркой, выпущенной в британских колониях.<ref>Первые государственные почтовые марки колоний Великобритании — Голубой и Розовый Маврикий — были выпущены в том же году спустя пять месяцев.</ref>

Карта Тринидада: оба города, между которыми курсировал пароход «Леди Маклеод», находятся в западной части острова, в заливе Пария

Пароход

Построенный на верфи Напира (Napier) в Глазго<ref name="StM 73-10 p59">Mackay (2007).</ref> пароход был назван в честь супруги губернатора Тринидада сэра Генри Маклеода (Henry McLeod). Он начал курсировать по маршруту Порт-оф-Спейн — Сан-Фернандо в ноябре 1845 года<ref>Courtney (2004), с. 49.</ref>, заменив старый пароход «Пария» (Paria)<ref name="colony.ru"> Тринидад: Леди МакЛеод, частная почтовая марка // COLONY.RU. Московский интернет-портал колониальной филателии</ref>.

Пароход водоизмещением 60 тонн, мощностью 40 л. с. и вместимостью сто пассажиров<ref name="tobago">The Lady McLeod |work = Trinidad and Tobago — A Brief New-World History // The Carnival Dates Project — Trinidad & Tobago; Jeremy G. de Barry; Trinidad and Tobago on Tobago Org</ref> был приобретён компанией Turnbull, Stewart & Co. В 1846 году его купил Дэвид Брайс (David Bryce), который через несколько лет сдал судно в аренду консорциуму Джона Ламонта (John Lamont)<ref name="trinite">Trinité — «Lady McLeod» Timbre Maritime / Les plus beau timbres du monde - Cercle Philatelique de La Hulpe</ref> из Сан-Фернандо.<ref name="TQS p50">Courtney (2004), с. 50.</ref>

В начале 1850-х годов почтовая монополия была отменена, и началась конкуренция с американскими и голландскими судами. После очередной купли-продажи парохода он затонул в районе Сан-Фернандо в 1854 году.<ref name="TQS p50"/> Пароходный колокол «Леди Маклеод» был поднят на поверхность, ныне он находится в фойе здания мэрии Сан-Фернандо<ref>The History of San Fernando // Trinidad Guardian. — 1989. — November 18.</ref> и регулярно выставляется на выставках Обществом филателистов Тринидада (Trinidad Philatelic Society).<ref name="TQS p50"/>

Почтовая марка

Основным бизнесом Дэвида Брайса был импорт и торговля шерстью.<ref name="tobago"/> Частная местная почта «Леди Маклеод» как попутный промысел была открыта вскоре после выхода парохода на линию в ноябре 1845 года. 3 ноября 1845 года в колонке Port of Spain Gazette хозяин бизнеса напечатал уведомление, сообщающее, что пароход «Леди Маклеод» впредь раз в неделю будет доставлять письма, деньги и бандероли между Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо по подписке из расчёта один доллар в месяц или по разовому тарифу 10 центов за пересылку одного письма.<ref name="TQS p49">Рекламные объявления за ноябрь 1845 года и 16 апреля 1847 года, напечатанные в газете «Port of Spain Gazette», цит. по: Courtney (2004), с. 49.</ref><ref name="trinite"/>

Файл:Bellofladymcleod.jpg
Пароходный колокол «Леди Маклеод» (1815)

Опыт показал, что подписка не оправдала себя.<ref name="trinite"/> В апреле 1847 года Брайс решил ввести в обращение марки. 16 апреля в Port of Spain Gazette вышло новое объявление — о том, что, начиная с 24 апреля, «Леди Маклеод» будет перевозить только письма, оплаченные марками, либо по предоплаченной месячной подписке<ref name="TQS p49"/>. Почтовые марки продавались по отдельности по 5 центов, или по 4 цента при приобретении ста штук. Таким образом эта марка стала первой в мире, предполагавшей оплату почтовых услуг со скидкой.<ref>Mackay J. Definitives. Part II / News and Articles — Philatelic Facts // Buchanan Street Stamps</ref> На рисунке беззубцовой марки изображено белое судно на синем фоне и монограмма из букв «L Mc (сокращение от «Lady McLeod»). Напечатанная литографским способом<ref name="StM 73-10 p59"/> на толстой желтоватой бумаге марка гасилась пером — росчерком в виде креста (X-cancel) красными или чёрными чернилами — или путём надрыва уголка.<ref name="TQS p50"/>

Предполагается, что марки печатались в типографии местной газеты, но этот факт до сих пор точно не установлен, равно как не известно количество марок в марочном листе (предположительно, сотня<ref name="trinite"/>) и количество отпечатанных листов.<ref name="colony.ru"/>

Первая государственная марка Тринидада: «Сидящая Британия», 1851. (Скотт #3a)

Марки «Леди Маклеод» находились в обращении около трёх лет, но точную дату их выхода из обращения установить не удалось, поскольку марки не гасились календарным почтовым штемпелем.<ref name="colony.ru"/>

Мировые каталоги почтовых марок относятся к «Леди Маклеод» по-разному. «Стэнли Гиббонс» считает её первой маркой Британской империи<ref>Medlicott M. Trinidad: From Lady McLeod to the Lithographs / Display By The Thames Valley Region of The Royal Philatelic Society London - The Royal Philatelic Society London</ref> не только фактически, но и формально: ей присвоен номер (SG1). В каталоге «Скотт» номера у марки нет (поскольку её эмитентом не является государственная почта), однако ей посвящён абзац текста, отделённый от остальных марок Тринидада чертой.

В 1851 году эта британская колония выпустила собственные почтовые марки с изображением сидящей Британии.<ref>С акварели Генри Корбу (англ. Henry Corbould), репродукция которой приведена в книге: Courtney (2004), с. 100.</ref>

Фальсификация марок

Выпущено множество фальшивых марок «Леди Маклеод», причём подделывались не только марки, но и конверты с наклеенными на них марками.

Фальшивки изготовляли такие известные авторы-фальсификаторы, как Жан де Сперати (фр. Jean de Sperati) и Петер Винтер (нем. Peter Winter).<ref name="colony.ru"/>

См. также

Примечания

<references/>

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
  • Гросс О., Грыжевский К. Путешествия в мир марок / Пер. с польск. Ю. М. Соколова с сокр. — М.: Прогресс, 1977. (См. Почтовые штемпеля.)
  • Уильямс Л. и М. Почтовая марка, её история и признание / Пер. с англ. О. Орестова, М. Зеновича. — М.: Связь, 1964. — 196 с.
  • Courtney N. The Queen’s Stamps. The Authorised History of the Royal Philatelic Collection. — Methuen, 2004. — P. 48—50. — ISBN 0413772284.(англ.) (Сюжет, в основе которого лежит письмо, датированное 2 июня 1847 года, с негашёной маркой «Леди Маклеод», которое герцог Йоркский, впоследствии король Георг V, приобрёл в районе 1890-х годов.)
  • Mackay J. A. Her ladyship’s ship // Stamp Magazine. — 2007. — Vol. 73. — No. 10 (October). — P. 59.(англ.)