Леди Маклеод
| «Леди Маклеод» | |
|---|---|
| англ. Lady McLeod | |
| |
| Тип марки | частная, местной почты |
| Страна выпуска | |
| Место выпуска | предп. Порт-оф-Спейн |
| Cпособ печати | литография |
| Дата выпуска | апрель 1847 |
| Номинал | нет |
| Зубцовка | беззубцовая |
| Причина редкости | первая почтовая марка британских колоний |
| Оценка (Скотт) | чистая — $50 000 гашёная пером — $12 500 (2008) |
| Оценка (Гиббонс) | чистая — £25 000 гашёная пером — £10 000 на конверте — от £50 000 (2008) |
| Оценка | CHF 39 000 (на конверте) |
«Леди Маклеод» (англ. Lady McLeod) — название колёсного парохода и частной местной почты. Судно совершало регулярные рейсы между городами Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо на острове Тринидад (в настоящее время входит в состав государства Тринидад и Тобаго) в период с конца 1845 года до 1854 года.
В этот же период функционировала организованная владельцем парохода частная местная почта, для оплаты пересылаемых почтовых отправлений которой с апреля 1847 года использовалась почтовая марка, известная под филателистическим названием «Леди Маклеод». Она считается первой маркой, выпущенной в британских колониях. 2
Пароход
Построенный на верфи Напира (Napier) в Глазго 3 пароход был назван в честь супруги губернатора Тринидада сэра Генри Маклеода (Henry McLeod). Он начал курсировать по маршруту Порт-оф-Спейн — Сан-Фернандо в ноябре 1845 года 4, заменив старый пароход «Пария» (Paria) 5.
Пароход водоизмещением 60 тонн, мощностью 40 л. с. и вместимостью сто пассажиров 6 был приобретён компанией Turnbull, Stewart & Co. В 1846 году его купил Дэвид Брайс (David Bryce), который через несколько лет сдал судно в аренду консорциуму Джона Ламонта (John Lamont) 7 из Сан-Фернандо. 8
В начале 1850-х годов почтовая монополия была отменена, и началась конкуренция с американскими и голландскими судами. После очередной купли-продажи парохода он затонул в районе Сан-Фернандо в 1854 году. 8 Пароходный колокол «Леди Маклеод» был поднят на поверхность, ныне он находится в фойе здания мэрии Сан-Фернандо 9 и регулярно выставляется на выставках Обществом филателистов Тринидада (Trinidad Philatelic Society). 8
Почтовая марка
Основным бизнесом Дэвида Брайса был импорт и торговля шерстью. 6 Частная местная почта «Леди Маклеод» как попутный промысел была открыта вскоре после выхода парохода на линию в ноябре 1845 года. 3 ноября 1845 года в колонке Port of Spain Gazette хозяин бизнеса напечатал уведомление, сообщающее, что пароход «Леди Маклеод» впредь раз в неделю будет доставлять письма, деньги и бандероли между Порт-оф-Спейн и Сан-Фернандо по подписке из расчёта один доллар в месяц или по разовому тарифу 10 центов за пересылку одного письма. 10 7
Опыт показал, что подписка не оправдала себя. 7 В апреле 1847 года Брайс решил ввести в обращение марки. 16 апреля в Port of Spain Gazette вышло новое объявление — о том, что, начиная с 24 апреля, «Леди Маклеод» будет перевозить только письма, оплаченные марками, либо по предоплаченной месячной подписке 10. Почтовые марки продавались по отдельности по 5 центов, или по 4 цента при приобретении ста штук. Таким образом эта марка стала первой в мире, предполагавшей оплату почтовых услуг со скидкой. 11 На рисунке беззубцовой марки изображено белое судно на синем фоне и монограмма из букв «L Mc L» (сокращение от «Lady McLeod»). Напечатанная литографским способом 3 на толстой желтоватой бумаге марка гасилась пером — росчерком в виде креста (X-cancel) красными или чёрными чернилами — или путём надрыва уголка. 8
Предполагается, что марки печатались в типографии местной газеты, но этот факт до сих пор точно не установлен, равно как не известно количество марок в марочном листе (предположительно, сотня 7) и количество отпечатанных листов. 5
Марки «Леди Маклеод» находились в обращении около трёх лет, но точную дату их выхода из обращения установить не удалось, поскольку марки не гасились календарным почтовым штемпелем. 5
Мировые каталоги почтовых марок относятся к «Леди Маклеод» по-разному. «Стэнли Гиббонс» считает её первой маркой Британской империи 12 не только фактически, но и формально: ей присвоен номер (SG1). В каталоге «Скотт» номера у марки нет (поскольку её эмитентом не является государственная почта), однако ей посвящён абзац текста, отделённый от остальных марок Тринидада чертой.
В 1851 году эта британская колония выпустила собственные почтовые марки с изображением сидящей Британии. 13
Фальсификация марок
Выпущено множество фальшивых марок «Леди Маклеод», причём подделывались не только марки, но и конверты с наклеенными на них марками.
Фальшивки изготовляли такие известные авторы-фальсификаторы, как Жан де Сперати (фр. Jean de Sperati) и Петер Винтер (нем. Peter Winter). 5
См. также
Примечания
- ↑ До 1875 года флагом Тринидада был британский Юнион Джек.
- ↑ Первые государственные почтовые марки колоний Великобритании — Голубой и Розовый Маврикий — были выпущены в том же году спустя пять месяцев.
- ↑ а б Mackay (2007).
- ↑ Courtney (2004), с. 49.
- ↑ а б в г Тринидад: Леди МакЛеод, частная почтовая марка // COLONY.RU. Московский интернет-портал колониальной филателии
- ↑ а б The Lady McLeod |work = Trinidad and Tobago — A Brief New-World History // The Carnival Dates Project — Trinidad & Tobago; Jeremy G. de Barry; Trinidad and Tobago on Tobago Org
- ↑ а б в г Trinité — «Lady McLeod» Timbre Maritime / Les plus beau timbres du monde - Cercle Philatelique de La Hulpe
- ↑ а б в г Courtney (2004), с. 50.
- ↑ The History of San Fernando // Trinidad Guardian. — 1989. — November 18.
- ↑ а б Рекламные объявления за ноябрь 1845 года и 16 апреля 1847 года, напечатанные в газете «Port of Spain Gazette», цит. по: Courtney (2004), с. 49.
- ↑ Mackay J. Definitives. Part II / News and Articles — Philatelic Facts // Buchanan Street Stamps
- ↑ Medlicott M. Trinidad: From Lady McLeod to the Lithographs / Display By The Thames Valley Region of The Royal Philatelic Society London - The Royal Philatelic Society London
- ↑ С акварели Генри Корбу (англ. Henry Corbould), репродукция которой приведена в книге: Courtney (2004), с. 100.
Литература
- Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
- Гросс О., Грыжевский К. Путешествия в мир марок / Пер. с польск. Ю. М. Соколова с сокр. — М.: Прогресс, 1977. (См. Почтовые штемпеля.)
- Уильямс Л. и М. Почтовая марка, её история и признание / Пер. с англ. О. Орестова, М. Зеновича. — М.: Связь, 1964. — 196 с.
- Courtney N. The Queen’s Stamps. The Authorised History of the Royal Philatelic Collection. — Methuen, 2004. — P. 48—50. — ISBN 0413772284.(англ.) (Сюжет, в основе которого лежит письмо, датированное 2 июня 1847 года, с негашёной маркой «Леди Маклеод», которое герцог Йоркский, впоследствии король Георг V, приобрёл в районе 1890-х годов.)
- Mackay J. A. Her ladyship’s ship // Stamp Magazine. — 2007. — Vol. 73. — No. 10 (October). — P. 59.(англ.)

