Корабельная почта

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Почтовая марка для морской почты (Мексика, 1875, 35 сентаво)

Корабельная почта (иногда также судовая почта, морская почта, пароходная почта, водная почта) имеет следующие значения:

  1. Плановая перевозка почты судами на регулярных линиях. Почтовая служба выполняется экипажами судов и охватывает приём, охрану и сдачу на почтамт назначения принятых для перевозки почтовых отправлений в запечатанных мешках.
  2. Почтовое отделение на борту судна, которое принимает почтовые отправления и выполняет другие почтовые функции (продажа знаков почтовой оплаты, конвертов, периодических изданий и др.) Имеет штемпель корабельной почты с соответствующим текстом.
  3. Почтовые отправления, пересланные корабельной (судовой) почтой. Опознаются по штемпелям, а также маркам корабельной почты. Представляют филателистический интерес.

Содержание

История

Регулярная корабельная почта появилась в середине XIX века сначала в Австрии для Адриатики, а также в Северной Атлантике на маршрутах Великобритания — США и Бремен — Гамбург — США. Однако известно много штемпелей корабельной почты домарочного периода (до 1840 года).

В России первая морская почта была организована в 20-х годах XVIII века в Петербурге. Для осуществления регулярных перевозок почты из Петербурга в важнейшие порты Балтийского моря использовались два русских фрегата, базировавшихся на первой в мире почтовой пристани на Неве.

Много лет на борту советских теплоходов и дизель-электроходов (например, «Украина», «Россия», «Адмирал Нахимов», «Иван Франко», «Грузия», «Абхазия»), ледоколов (например, атомоход «Ленин») использовались календарные почтовые штемпели с их названиями.

Филателистические аспекты

Конверт письма флотской почты, отправленного с борта корабля «USS Colorado (BB-45)» (1933). Флотскую почту следует отличать от собственно корабельной почты

Отправления корабельной почты являются особой отраслью филателистического коллекционирования. В XIX веке в некоторых странах (Мексике, Франции, России) выпускались специальные марки морской (пароходной) почты, которые стали филателистической редкостью.

В соответствии с международными почтовыми правилами корабельная почта может оплачиваться марками страны, под флагом которой плавает судно, либо марками страны, в порту которой оно находится. Поэтому на письмах можно встретить и смешанную франкатуру, и гашение марок одних стран штемпелями других. На многих судах дальнего плавания есть почтовые агенты или почтовые отделения, которые принимают и обрабатывают корреспонденцию.

Корабельную (судовую) почту следует отличать от флотской почты (специальной почты военно-морских сил разных стран).

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с (См. Почта водная, Почта корабельная, Почта морская.)
  • Граллерт В., Грушке В. Филателистический словарь / Сокр. пер. с нем. Ю. М. Соколова и Е. П. Сашенкова. — М.: Связь, 1977. — 272 с.
  • Лучник Н. Пароходная почта России // Советский коллекционер. — 1970. — № 7.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с (См. Почта морская, Почта судовая.)

Ссылки

Личные инструменты
Google AdSense