Сургуч

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Письма, скреплённые печатью, на картине Корнелиса Норбертуса Гаусбрехта (1665).

Сургуч — окрашенная плавкая смесь, состоящая из твердых смол и наполнителей, которую применяют для нанесения рельефных печатей на почтовые отправления (письма, бандероли, посылки и др.).


Этимология

Во многих европейских языках (в том числе английский, немецкий, французский, итальянский и многие другие) слово, обозначающее сургуч, дословно переводится как «воск для запечатывания» (ср., например, англ. «sealing wax», нем. «Siegelwachs» для сургуча, изготовленного по старому рецепту, и нем. «Siegellack» для «испанского воска», фр. «cire à cacheter» или итал. «ceralacca»). Что же касается русского слова «сургуч», то оно, по-видимому, пришло в русский из тюркских языков<ref>Сведения из статьи Заимствованные слова в русском языке.</ref>.

История

Этот подаренный портрет изображает большую цветную гравюру работы Петруса Кристуса, прикреплённую к стене сургучом (ок. 1455, Национальная галерея искусства, Вашингтон)

Сургуч изначально использовался для запечатывания так называемых «закрытых писем», а позднее (приблизительно с XVI века) и конвертов. Его также применяли для создания впечатления скрепления печатью важных документов или для герметичного уплотнения сосудов, например, для уплотнения клапанов кларнета. Хотя теперь сургуч используется в основном в декоративных целях, раньше он применялся для того, чтобы гарантировать подлинность содержимого конверта.

Состав

Несмотря на различия в рецептах сургуча, всех их можно разделить на те, что существовали до, и те, что появились после начала торговли с Ост-Индией. В средние века его обычно делали из пчелиного воска, который расплавляли, смешивая с «венецианским терпентином», зеленовато-жёлтым смолистым экстрактом европейской лиственницы. В самом начале сургуч получался бесцветным, в более поздние времена ему часто придавали красный цвет с помощью киновари. В качестве красящих веществ иногда использовали еловую живицу и аурипигмент.

В XVI веке португальцы привезли новый рецепт сургуча из Ост-Индии. Поэтому сургуч в те времена часто называли «испанским воском». По новому рецепту сургуч стали изготовлять из смеси (в различных пропорциях) шеллака, терпентина, бензойной смолы, стираксового масла, толуанского бальзама, канифоли, мела или гипса, а также красящего вещества (часто той же киновари или свинцового сурика), но необязательно с добавлением воска. Доля мела варьировала: более грубый сургуч использовался для запечатывания винных бутылок и варенья, более мелкий — для запечатывания документов. Добавление мела или цинковых белил было также необходимо для того, чтобы сургуч не слишком быстро капал.

Первоначально сургуч делали красным (за счёт вышеупомянутых киновари и свинцового сурика либо красной окиси железа), но позднее он мог быть и чёрным (благодаря добавлению ламповой сажи или жжёной слоновой кости), зелёным (за счёт ярь-медянки) или жёлтым (за счёт хромового жёлтого). Иногда, как это, например, практиковалось Британской монархией, различным типам документов присваивались различные цвета печатей. Сегодня имеется богатый спектр синтетически полученных цветов.

Использование

Обычно сургуч можно приобрести в форме куска, (иногда — свечи с фитилём) или в виде гранул. Кусок сургуча плавится над свечой с одного конца (гранулы нагреваются в ложке над свечой) и затем проливается туда, куда это необходимо, обычно на клапан конверта. Пока сургуч не успел затвердеть, на нём делается оттиск печатки с рисунком (часто печатки были на перстнях), и таким образом запечатывается конверт.<ref>При написании статьи использована информация из английской (Sealing wax) и немецкой (Siegellack) статей.</ref>

Примечания

<references/>

Литература

  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Сургуч.)




Тем, кого интересует все для строительства и ремонта, будет полезна информация на сайте lti.spb.ru . Сайт «Строительство и ремонт» предлагает разнообразную информацию на темы ремонта и строительства.