Ангар

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Карта Империи Ахеменидов и Царской дороги из Суз в Сарды, по которой с важной и срочной почтой передвигались ангары

Ангары (греч. αγγαροι) — конные курьеры в Персидской империи (Империи Ахеменидов), посредством которых в VI веке до н. э. было установлено сообщение между столицей государства, Сузами, и провинциями, не исключая самых отдалённых.<ref>Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907. </ref><ref>Древнейшие почты // Большой филателистический словарь. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.

</ref>

Этимология

В примечаниях к советскому изданию сочинения древнегреческого автора Геродота «История»<ref name="vehi">Геродот. История. В девяти книгах. Памятники исторической мысли. — Л.: Наука, 1972. — 600 с. </ref> указано, что перс. «хангар» означает «царский курьер». По данным Большой советской энциклопедии<ref>Ангария // Большая советская энциклопедия. </ref>, этот термин восходит к Шаблон:Lang-pal — «конный гонец». Наконец, согласно М. Закиеву<ref>Закиев М. Этнические корни татарского народа // Закиев М. Татары: проблемы истории и языка. (Сборник статей по проблемам лингвоистории; возрождения и развития татарской нации). — Казань, 1995. — С. 12—37. </ref>, слово «ангар» образовалось от тюркского этнонима «хангар-кангар», которым в древности называли печенегов. Хангары служили у персов курьерами, благодаря чему в персидском языке слово «хангар» стало обозначать «курьер».

История и описание

Ангарами в Древней Персии (в эпоху Ахеменидов) назывались конные посланцы, развозившие по главным пунктам Персидской монархии распоряжения правительства и известия, имевшие государственный интерес.

О них упоминают Геродот и Ксенофонт, рассказывающие, что они были размещены по станциям, отстоявшим одна от другой на расстоянии одного дня. Едва царское послание прибывало на одну из таких станций, немедленно же снаряжался местный курьер, который доставлял его на вторую станцию, оттуда оно тем же порядком отсылалось на следующую и т. д. до тех пор, пока оно достигало места назначения.

Ксенофонт приписывает устройство этих станций Киру, который этим путём обеспечил быструю и надёжную передачу своих повелений сатрапам в провинции и своевременное получение известий из всех окраин своего обширного царства.

Геродот упоминает про дорогу из Сард в Сузы длиною в 450 парасангов (2500 км), которая была разделена на 111 станций. Такая же дорога в 80 парасангов поддерживала сообщение между Сузами и Вавилоном. Именно ангары доставили в Сузы известие о поражении Ксеркса при Саламине.

Организацию эту сохранили, по словам Диодора, и Александр Великий и его преемники, в особенности Антигон. Впоследствии она послужила образцом при введении Августом государственной почты (cursus publicus) в Римской империи; ей же воспользовался и Карл Великий. Таким образом, первичную организацию почтового дела нужно искать в Персии.<ref>Ангары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.

</ref>

Геродот. История. Книга восьмая. Урания<ref name="vehi"/>
54. Захватив полностью Афиныакрополь], Ксеркс отправил
конного гонца в Сусы к Артабану с сообщением о
достигнутом успехе. <…>
98. Тем временем Ксеркс отправил в Персию гонца с вестью
о поражении. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так
умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что
на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди,
так что на каждый день пути приходится особая лошадь и
человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не
могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор
назначенный отрезок пути. Первый гонец передает известие
второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки,
пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у
эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют
«ангарейон».
99. Первое известие о взятии Афин Ксерксом, доставленное в
Сусы, так обрадовало оставшихся дома персов, что они
осыпали миртовыми ветвями все улицы города, воскуряли
фимиам, приносили жертвы и задавали пиры. А вторая весть
[о поражении] настолько потрясла персов, что все они
раздирали свои одежды…

В литературе

Рассказы об ангарах и их образы встречаются в некоторых произведениях как античной литературы, так и современной:

См. также

Примечания

<references/>

Литература

  • Ангарейон, ангарион // Большой филателистический словарь. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
  • Ангары // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Под ред. А. Н. Чудинова. — Изд. 3-е, исправ. и доп. — СПб.: Издание В. И. Губинского, 1910.
  • Шейхетов Б. Марки и монеты — 3 // Кстати. — 2003. — № 449. — 29 сентября.

Ссылки

  • Почтовые лошади Каталог статей. Сайт любителей лошадей; MyCorp. Проверено 2010-06-10 г.