Ангарион

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Файл:Kuroshekabir.jpg
Основатель ангариона Кир II Великий

Ангарион, или ангарейон (греч. άγγαρήιον, άγγαρεϊον), — древнейшая почтовая служба Персидской империи (Империи Ахеменидов), посредством которой в VI веке до н. э. было установлено сообщение между столицей государства, Сузами, и провинциями, не исключая самых отдалённых.<ref>Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907. </ref><ref>Древнейшие почты // Большой филателистический словарь. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.

</ref> Для осуществления почтовой связи применялись конные курьеры (ангары).


История и описание

Ксенофонт приписывает устройство (ок. 540 до н. э.<ref name="БФС">Ангарейон, ангарион // Большой филателистический словарь. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.

</ref>) станций для верховых гонцов Киру, который этим путём обеспечил быструю и надёжную передачу своих повелений сатрапам в провинции и своевременное получение известий из всех окраин своего обширного царства.<ref name="ВТ-ЭСБЕ">Ангары // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). Санкт-Петербург: 1890—1907.
</ref> Дальнейшее усовершенствование ангарион получил при Дарии I.<ref name="БФС"/>

Геродот упоминает про дорогу из Сард в Сузы длиною в 450 парасангов (2500 км), которая была разделена на 111 станций.<ref name="ВТ-ЭСБЕ"/> Эта дорога называлась Царской и была главным маршрутом ангариона, пролегавшим от Эгейского побережья Малой Азии, через Армению и Ассирию к центру Двуречья на Сузы.<ref name="БФС"/> Такая же дорога в 80 парасангов поддерживала сообщение между Сузами и Вавилоном.<ref name="ВТ-ЭСБЕ"/>

Ангарион появился в Империи Ахеменидов для доставки почты вдоль Царской дороги из Суз в Сарды и в другие города и страны

От основного маршрута имелось два других ответвления<ref name="БФС"/>:

Станции располагались друг от друга на расстоянии в 20 км, которое дополнительно разбивалось на парасанги (5 км). В конце парсангов находились пикеты курьеров-всадников. Доставка почты была основана на принципе эстафеты, что обеспечивало перемещение писем со скоростью около 300 км в день.<ref name="БФС"/>

Кроме того, Кир впервые создал регулярную почтовую связь, аналогичную современной военно-полевой почте.<ref name="БФС"/>

Организацию, сходную с ангарионом, сохранили, по словам Диодора, и Александр Великий и его преемники, в особенности Антигон. Впоследствии она послужила образцом при введении Августом государственной почты (cursus publicus) в Римской империи; ей же воспользовался и Карл Великий. Таким образом, первичную организацию почтового дела нужно искать в Персии.<ref name="ВТ-ЭСБЕ"/>

Геродот. История. Книга восьмая. Урания<ref name="vehi">Геродот. История. В девяти книгах. Памятники исторической мысли. — Л.: Наука, 1972. — 600 с. </ref>
98. Тем временем Ксеркс отправил в Персию гонца с вестью
о поражении. Нет на свете ничего быстрее этих гонцов: так
умно у персов устроена почтовая служба! Рассказывают, что
на протяжении всего пути у них расставлены лошади и люди,
так что на каждый день пути приходится особая лошадь и
человек. Ни снег, ни ливень, ни зной, ни даже ночная пора не
могут помешать каждому всаднику проскакать во весь опор
назначенный отрезок пути. Первый гонец передает известие
второму, а тот третьему. И так весть переходит из рук в руки,
пока не достигнет цели, подобно факелам на празднике у
эллинов в честь Гефеста. Эту конную почту персы называют
«ангарейон»<ref>ἀγγαρεῖον (от перс. «хангар») означает «царский курьер».</ref>.

В литературе

Описание ангариона (ангарейона) или упоминание о нём можно найти в некоторых произведениях античной и современной литературы, как например:

См. также

Примечания

<references/>

Литература

Ссылки

  • Почтовые лошади Каталог статей. Сайт любителей лошадей; MyCorp. Проверено 2010-07-05 г.