Надпечатка

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Надпечатка — собирательное название дополнительно напечатанного текста (иногда графического изображения) на почтовой марке, блоке, банкноте или ценной бумаге после того, как она была напечатана (хотя некоторые надпечатки делаются исключительно на полях филателистических сувенирных листков 1). Исторически надпечатки применялись во многих целях. Они применялись для указания доплаты, надбавки, в ознаменование памятных событий и в качестве контрольных отметок.

Надпечатыванием также называется процесс печатания одного цвета на другом в репрографии. Оно тесно связано с репрографическим методом «захвата краски».

Несмотря на временный и экстренный характер их выпуска, многие надпечатки эмитировались миллионами экземпляров и поэтому легко доступны сегодня для колллекционеров. Другие — очень редки и желанны, но их слишком легко подделать, надпечатав экземпляр исходной марки или бумаги, в связи с чем для ценных надпечаток обязательно проведение филателистической экспертизы.

Почтовые марки веймарской Германии периода гиперинфляции (начало 1920-х годов)

Содержание

Надпечатки с увеличением номинала

Надпечатка номинала, или стоимости марки (англ. surcharge), — надпечатка, изменяющая или подтверждающая номинал почтовой марки. К таким надпечаткам обычно прибегали, когда нужных видов марок не было в наличии, либо в силу задержки с присылкой марок, либо по причине столь быстрого изменения обстоятельств, что не было времени на изготовление или получение соответствующих новых марок, либо просто с целью использования оставшихся марок.

Широко известен пример надпечаток на марках Германии в период гиперинфляции 19211923 годов. Марки номиналом в 10—20 пфеннигов уже не годились для оплаты почтовых сборов (на конверт обычного письма потребовалось бы наклеивать сотни таких марок), поэтому вначале правительство сделало на имеющихся марках надпечатки с номиналами до 10 немецких марок, пока не будут выпущены новые марки, но к 1923 году бесполезными стали даже вновь отпечатанные марки номиналом до 75 тысяч немецких марок, и на них пришлось сделать надпечатки более высоких номиналов — до 2 миллионов немецких марок, а затем, в следующем раунде, — с номиналами до 50 миллиардов, прежде чем произошла реформа финансовой системы.

Stamp Siberia 1919 50k.jpg Stamp Batum 1919 50r on 2k.jpg Надпечатка РСФСР 5 руб на царской марке 20 коп.jpg Надпечатка 40 тыс. на марке 5 тыс. руб.jpg ZSFSR stamp 10000 roubles.jpg Stamp Russia 1922 7500r.jpg Надпечатка на 10000 марок - 2 млн..jpg
50 копеек и 50 рублей на царских двух- и трёх-копеечных марках, Сибирь и Батуми, 1919 5 рублей РСФСР на царской 20-копеечной марке, 1918 ГрузССР. 1000 рублей на 50-рублёвой марке в пользу голодающих (1922) и 40 тыс. рублей на 5-тысячной марке (1923) РСФСР 7500 рублей на 250 и вольного города Данциг (Гданьск) 2 миллиона марок на 10000, 1922


Многие страны прибегали к надпечаткам стоимости при переходе на новую денежную единицу, к примеру, многие страны Содружества предпочли перейти к десятичной денежной единице в конце 1960-х годов.

Политически нестабильные страны вынуждены были часто прибегать к надпечаткам новой стоимости по причине истощения существующих запасов почтовых марок и отсутствия лица, отвечающего за заказ новых. Во многих случаях, государства делали надпечатки на гербовых марках, телеграфных марках, а также, похоже, на всём, что они смогли найти с зубцовкой и гуммированием, причём в худшем случае даже на марках, на которых ранее уже были сделаны надпечатки.

Надпечатка плебисцита: Ольштын, 1920
Надпечатка даты вывода французских войск из Рейнской обасти: 30 июня 1930

Иногда надпечатки новой стоимости делали отдельные почтмейстеры, особенно на отдалённых территориях и в ранний период истории почтовых марок, но из-за возможности злоупотреблений их редко одобряло национальное правительство.

Вертолёт Ми. Надпечатка авиапочты 6 коп. на марке СССР 1960 г. номиналом 60 коп.

Надпечатки с уменьшением номинала

1 января 1961 года в СССР прошла деноминация рубля в 10 раз.

На некоторых почтовых марках Советского Союза выпуска конца 1960 и начала 1961 г.г., также как и на номиналах множества почтовых открыток, конвертов, а также печатных изданий, были сделаны надпечатки поверх старых цен с указанием новых, в десять раз меньше.

Надпечатки Авиапочта

В СССР в 1920-е — 1940-е годы на почтовых марках с номиналами для обычной почты делали также надпечатки для авиапочты (до 1940-х годов писали Авиопочта).

Военная марка Гастелло надпечатка Авиа 1944 1 руб синяя.jpg Военная марка Талалихин.jpg 18 авг - День авиации СССР.jpg 190px
Надпечатки на марках Гастелло и Талалихин: Авиапочта 1944 г. 1 рубль 18 августа — День авиации СССР


Памятные надпечатки

Надпечатки также делались и в коммеморативных целях, как недорогая альтернатива разработке и выпуску специальных марок.

США, которые исторически эмитировали крайне мало надпечаток, поступили так в 1928 году в отношении эмиссии в честь Молли Питчер и открытия Гавайских островов.

Особую подкатегорию составляют надпечатки на спортивных марках по поводу таких событий, как Олимпийские игры. Например, 8 апреля 1998 года Гайана выпустила серию из 32 марок, на которых изображены все сборные, участвовавшие в проходившем в том году чемпионате мира; 20 августа, после турнира, восемь из них были перевыпущены с надпечаткой, объявляющей о победе сборной Франции.

Многие филателисты не одобряют подобную практику.

Широкое распространение коммеморативные надпечатки получили по причине революционных преобразований. Такие надпечатки могут закрывать изображение головы прежнего правителя, но обязательно провозглашают новый режим, часто с указанием даты его прихода к власти. Именно так печатало свои марки Временное правительство Южной Ирландии в 1922 году, используя стандартные выпуски Великобритании.

Контрольные надпечатки

Британская оккупационная надпечатка на марках Батумской почты (19191920)

Менее известная область применения надпечаток — в качестве контрольных средств для борьбы с хищениями. В XIX веке Мексика страдала от хищений почтовых марок во время их доставки в отдалённые почтовые отделения, поэтому на каждой марке делалась надпечатка названия города и номера. США прибегли к такому методу для борьбы с хищениями в штатах Канзас и Небраска в 1929 году, сделав надпечатки на обычных марках того времени «Kans.» («Канзас») и «Nebr.» («Небраска») (таких марок сохранилось мало и они ценятся высоко: за марку номиналом 10 центов давали более 100 долларов в 2000 году).

Оккупационные надпечатки

Stamp Russia occ Aunus 1919 20p.jpg Stamp Karelia Finnish occupation 1941 2.75m.jpg Stamp Batum 1920 25r tree overprint.jpg 100px Территориальная надпечатка на марке рейха.jpg HindenburgOSTENOverprint.jpg Остланд 3 пф.jpg Остланд 10 пф.jpg
Финские надпечатки для захваченных территорий России 1919 и 1941 годов Британская оккупация Батуми, 1920 Марки II Рейха (1914) и III Рейха (1940) с изображением Гинденбурга с надпечатками Бельгия. 50 сантимов и Остен. 2 злотых для оккупированных территорий Бельгии и Польши Марки III Рейха с изображением Гитлера с надпечаткой Остланд для оккупированных территорий СССР


Пропагандистские надпечатки

К пропагандистским относятся надпечатки, которые делались на знаках почтовой оплаты в пропагандистских целях.

См. также: Военно-пропагандистская филателия, Пропагандистская филателия

Аннулирующие надпечатки

Встречаются английские марки с надпечаткой слов «SPECIMEN» («ОБРАЗЕЦ») или «CANCELLED» («АННУЛИРОВАНА»). Обычно такие надпечатки делались чёрным цветом, но известны и другие цвета. Эти надпечатки делались либо в типографии для использования марок в качестве цветового стандарта для будущей печати, либо органами власти для использования марок в качестве контрольных экземпляров или образцов, направляемых другим государствам-членам Всемирного почтового союза. Кроме того, книжечки марок аннулировались проколом отверстия с помощью билетного компостера. Отверстие пробивалось компостером после сворачивания марок дополнительно к надпечатке «CANCELLED». Этот способ применялся в отношении книжечек, высылаемых компаниям, разместившим в них свою рекламу, чтобы они могли видеть результат, но не могли использовать марку.

В 1930 году почтовое ведомство Великобритании создало школы для обучения почтовых служащих (Post Office Training Schools). В их задачи входило обеспечить, чтобы персонал самых разных почтовых отделений работал одинаково. Для этих учебных центров на марках, а также на других предметах, широко использовавшихся почтовым ведомством в то время, были сделаны различного рода надпечатки. Наиболее распространённой из них является надпечатка вертикальных чёрных полосок на номинале имевших в тот момент хождение марок. Такие надпечатки были призваны предотвратить хищение марок, поскольку в таком виде их нельзя было использовать, а также решить проблему необходимости отчитываться за них в обычном порядке. На марках также делалась надпечатка слов «SCHOOL SPECIMEN» («Школьный образец»), хотя она гораздо чаще встречается на почтовых писчебумажных принадлежностях и бланках, равно как и надпись «FOR TRAINING PURPOSES ONLY» («ТОЛЬКО ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ») в три строки.

Территориальные и колониальные надпечатки

Stamp German East Africa 1893 10p.jpg Мозамбик 2 сентаво.jpg Stamp Russia Army of the Northwest 1919 15k.jpg Марка вольного города Данциг.jpg 100px 100px
Колониальные надпечатки: Германская Восточная Африка 1893 и португальская марка для колоний с надпечаткой Мозамбик, 2 сентаво Надпечатки Северо-Западной армии Юденича 1919 и вольного города Данциг, 1920-е


Частные надпечатки

Надпечатки, сделанные организацией, которая не является официальным эмитентом знаков почтовой оплаты, называются частными надпечатками.

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.

 2

Примечания

  1. Например, надпечатки на новозеландских сувенирных листках «Властелин колец»
  2. При написании статьи использовалась информация из английской статьи en:Overprint.



Тем, кому нужна бетонная компания, будет полезна информация на сайте nabistroy.ru. ООО «Наби ТехСтрой» предлагает изготовить сертифицированные марки бетонов товарных и растворов на итальянском оборудовании «SIMEM».

Личные инструменты
Google AdSense